суббота, 25 мая 2013 г.

история одной деревни 2




 продолжение...

С окончанием строительства Транссибирской магистрали появилась возможность быстрее переселяться и перевозить различные грузы. Деревня стала  быстро расти. В 1902г. приехал в Васильевку родной брат Василия Ивановича  Степан, для которого он закупил товары и посоветовал заняться  частной торговлей. Так с 1903 г. в деревне заработала торговая точка. Товары привозили в лавку обозами из Боготола, дело было прибыльное, но опасное: в окрестностях татарской деревни Шулдат нападали разбойники и забирали товары, лошадей, деньги, избивали и калечили людей. Первый магазин при доме располагался рядом с  ныне действующим клубом.

Многие прибывающие переселенцы поселились на хуторах неподалёку от Васильевки. Это Знудовы, Ивановы, Котеновичи, братья Бойковы, Драпаковы, Сенькины, Рукопцовы, Савченковы, Муковозчики, Синяковы, Андрияновы, Хомкины, Исаевы, Михневичи, Омелюхины и многие другие, уже почти забытые фамилии, имена, клички жителей тех хуторов.    Только ямы от домов да крапива указывают на бывшие места жительства людей. Даже о хуторском кладбище на синяковом хуторе уже все забыли. Жизнь на хуторах была непростая, порою обыкновенная, порою трагичная. По воспоминаниям Филиппа  Васильевича  Муковозчика, их хутор располагался в лесу на берегу таёжного ручья, рядом с хутором Савченко Дениса. Семья была большая, поэтому держали 13 коров, много кур, которые  в летний период бродили по лесам и полям. Было 2 колодца.
Были рабочие и выездные лошади. Коров кормили только соломой, а лошадей сеном и овсом. Сеяли они свое поле, получали  хлеб, молоко, масло, ловили рыбу, но в семье была строгая экономия и всё, что производилось, продавалось или обменивалось на одежду, обувь, сельскохозяйственный инвентарь. Только тогда дети могли  выпить неучтенное яйцо, когда собирали яйца в лесу или под амбарами. Однажды была приготовлена очередная партия домашней колбасы на базар, чтобы попробовать её, братья серпом потыкали всю партию. Старшие  долго ругали «синиц», за то, что они поклевали товар, а дети благодарили их, потому что колбаса осталась дома.
       Об отношении людей к природе Филипп Васильевич вспоминал такой факт. Однажды зимою братьям было поручено заготовить и привезти дров. Двенадцатилетние мальцы поехали и спилили на меже с соседом молодую березку. Разгневанный отец наказал сыновей, приговаривая: «Чиво, варнаки, зачем загубили молодую, ведь потом  она  бы выросла и дров было бы больше». Нам бы это усвоить!  Отношения между хуторянами были разные: мирные и почти боевые. Отец Филиппа Васильевича на лето собирал овец в деревне для пастьбы на хуторе. Пастухами были малолетние дети. Однажды маленький Филипп во время пастьбы уснул на кочке, а овцы зашли в овес соседа. Сосед выгнал овец и огрел хворостиной пастуха. Разъяренный отец схватил ружье, вскочил на коня и потребовал, чтобы ему открыли ворота для разборки. С воем и плачем на коленях мать вцепилась в поводья лошади. Несколько минут лошадь и остывающий всадник  таскали по двору рыдающую женщину, погасившую ссору. Многочисленная ребятня  активно помогали матери успокоить отца.
Сенькин бугор знают все жители Васильевки, но фамилии хуторянина никто не помнит. Все его побаивались из-за разбойного нрава и конокрадства. Говорили, что он к реке из дома  сделал подземный ход на случай ухода при аресте. Постоянно находясь в опасности, он держал в доме (обычно над входными дверями) заряженное ружьё. Однажды малолетняя прислуга Агаша взяла ружьё и решила поиграть. Раздался выстрел, и жена  Семёна была убита наповал. Через некоторое время Агаша утонула в реке, хутор стоял на берегу реки Еланный  Тюхтет, а Сенька исчез бесследно. Много лет спустя, во время сенокоса, были найдены в земле деревянные ящики. Видимо, хозяин во время продразверстки прятал зерно от районных и местных властей.                 
Там, где сливаются Еланный Тюхтет и  Таёжный Тюхтет, около  Ларневки, на красивой береговой гриве поселился Бочило Егор. Рядом обосновался его зять Козырь Иван. Хозяйство вели совместно, построили водяную мельницу, прорубили дорогу к д. Ларневке, д. Алексеевке (Могилевке), на Лазарево. Зимником  васильевцы ездили в эти деревни. Во время церковных праздников Егор приходил в деревню в новых лаптях и, естественно, выпивал со всеми родственниками и знакомыми. После обильной выпивки просил гармониста исполнить гопака. Плясал, как тогда говорили, до упаду. Однажды, летом, на Троицу, во время пляски упал в обильную свежую коровью лепешку, встал и закричал: « Вот, это трепак!»  Подвыпившие зрители, увидев измазанного танцора, вволю нахохотавшись, восприняли  слово трепак, как драпак, и с тех пор эта кличка прилипла к хутору и его жителям.
С расширением пахотных полей, увеличилось количество собираемого урожая. Привезенная рожь на новых землях давала неплохие урожаи. Этот урожай нужно было убрать серпами или конными жатками, связать снопы, сложить в скирды или свезти домой. Возникла необходимость строить у домов, в конце своих огородов, гумна или риги. Эти сооружения длиною 30-40 метров,  шириною не менее 6 метров строились совместно с родственниками из бревен с соломенной или тесовой крышей. В каждом гумне был овин, большая площадка для обмолота и очистки, хранилище для зерна и мякины. В овине на стеллажах сушились снопы горячим воздухом. Воздух нагревала открытая печь с каменкой. Овин мог сгореть в любой момент. После просушки снопы снимали и обмолачивали цепами. Зерно очищали  простыми веялками или при помощи ветра. Мякину собирали отдельно и кормили ею скот. Рига отличалась от гумна тем, что иногда не имела овина.   До 1960 года сохранились и использовались как  зернохранилища гумна  Шидловского Степана, Шидловского Тараса, Муковозчика Степана, Шидловского Павла, Андрейчика Юстина и многих других. На гумна также свозились лен и конопля. Снопы обмолачивали и из семян готовили вкусное ароматное льняное и конопляное масло, которое подавалось на стол по великим церковным праздникам. Льняную соломку расстилали по снегу тонким слоем. Весною её собирали в снопы, привозили для сушки в овинах. Высушенную льносоломку мяли на деревянных мялках, чтобы отделить волокна от костры. Остатки костры и короткие волокна удаляли деревянным мечом «трепалом». Очищенные длинные волокна, называемые «кужелем», шли на изготовление высоко- качественных  холстов, на продажу, на налог государству, из коротких готовили грубые холсты, веревки, паклю. Много хороших веревок готовили Бежок Костантин, Реодько Иван, Юшко Алексей и другие.  Всю зиму женщины пряли пряжу, устанавливали ткацкие станки, почти в каждом доме и ткали что нужно. Количество изготовленной ткани измеряли стенами «длина стены дома для производства основы». Чтобы холсты были белыми, их весною стелили на снег на некоторое время, а потом готовили из отбеленного холста всю одежду и вещи для дома. Для окраски использовали кору лиственницы, лозы, лука, листья берёзы и другие естественные красители. Коноплю долго мочили в речке, и из её волокон готовили прочные веревки и канаты. Сапоги шили из кож домашней выделки и хромовые, и простые; шили шубы, дохи из собачьих шкур и рукавицы-«лохмашки» для дальних зимних поездок. Выделкой занимались немногие мастера, потому что за это занятие могли осудить на продолжительный срок. Хорошие шубы и дохи долгое время шил для селян Сосновский Петр, известный больше под именем Петричок.
В начале ХХ века наемные татары насыпали земляную дорогу через болото и построили деревянный мост. В том месте, где живет Бочило Евгений, был  поставлен и освящён большой крест, по случаю начала строительства церкви. Завезли и подготовили материал, но по непонятным причинам его вскоре забрали в д. Новомитропольку, где и построили церковь. Эта церковь работала до 1927 года, а официально была закрыта в 1935г.
В это время на Таежном Тюхтете васильевцы построили около 5 водяных мельниц, столько же и на Еланном Тюхтете, стали больше приобретать жаток, молотилок  и другой техники. Василий Иванович купил локомобиль,  построил паровую мельницу, а для закачки воды из речки, проложили деревянную трубу длиною около 30 метров. Остатки этой трубы в середине 50 годов ребята распилили на скворечники. Рядом с сегодняшним мостом был выстроен большой 2-х этажный деревянный дом. В доме и на мельнице работали наемные люди. Машинистом локомобиля долгое время работал Новиков, житель д. Киржацкое. Однажды случилась авария, и он получил увечье.  Согласно договору, ему как специалисту, была выплачена хозяином большая денежная компенсация. Через несколько дней он и его семья были зверски убиты в своем доме в Киржацком. На их могиле был поставлен довольно дорогой памятник из розового гранита, сохранившийся до наших дней. Это говорит о том, что работающий человек жил в относительном достатке и что во все времена  были любители легкой жизни.   
Мировая война 1914 года не обошла стороной д. Васильевку. Из многих участников известны пока трое:  Шидловский Степан Иванович, Муковозчик Василий Константинович, Бочило Алексей Сидорович. Они прошли ад плена и вернулись домой накануне революции.
О революции Василий Иванович узнал раньше всех, продал мельницу, локомобиль, разобрал новый дом и увёз первый этаж на лошадях через д. Поваренкино в г. Томск. О дальнейшей  его судьбе ничего неизвестно. Из оставшегося 2-го этажа васильевцы построили свой первый клуб, простоявший до 1945-50 годов. Одна дочь основателя деревни жила в г. Новосибирске, другая,  Громова Наталья – в городе Киеве.

1 комментарий:

  1. Моя мама - дочь василия константиновича муковозчик - мария.
    +79513864498

    ОтветитьУдалить