суббота, 25 мая 2013 г.

история одной деревни 6



 продолжение 6

В 1955-56-х годах в колхозе строится первый механизированный сушильный комплекс с одноцилиндровым двигателем внутреннего сгорания, работающего на сырой нефти, а в 1958г. началась электрофикация колхоза от местной дизельной электростанции. Первым электриком, проработавшим  долгое время в деревне, был Кашутчик Михаил Васильевич. Свет давали утром 3-4 часа и вечером до 22час. Если в деревне была гулянка, а они были каждую субботу, то свет горел по величине «магарыча». С появлением электричества отпала необходимость в локомобиле, который под присмотром Соколова Н.   молол муку, а также в водяной мельнице на Еланном Тюхтете. Многие годы на ней работал мельником Корзун Степан Адамович, а последним Щетко Николай Михайлович.

Интересная деталь, в 30-е годы на каждой мельнице за размол брали плату мукой или зерном, эта дань называлась гарнцем. Часть гарнца шла владельцу мельницы, а другая государству в счет поставок. Люди, особенно бедные, предпочитали молоть зерно дома на ручных жерновах. Чтобы увеличить поступление зерна государству, по решению Райсовета в 1931 году только в одной Аскаровке  милицией было конфисковано 27 ручных жерновов.  Наверное, такая операция проводилась и в д.Васильевке, но данных нет.   
В 1952г.  по решению правления колхоза началась радиофикация деревни с подключением её к ларневскому радиоузлу,  а по сохранившимся документам радио должно было  «заговорить» еще в 1936 году. Почти на 20 лет война задержала выполнение первого решения. Были закуплены для каждого дома, так называемые в народе картонные «тарелки». Ровно в 6 часов утра, в каждом доме звучал Гимн Советского Союза, второй раз в 10, третий в 24часа. Днем радио молчало в целях экономии энергии аккумуляторов. Заведовал  ларневским радиоузлом Захаров К., который сам на реке Таёжный Тюхтет построил зарядное устройство «мини  ГЭС» для аккумуляторов. Через несколько лет и д. Ларневку и д. Васильевку соединили с тюхтетским радиоузлом. До радиофикации в деревне было 2 батарейных радиоприемника.  Байкальцы слушали бюллетени о состоянии здоровья Сталина И.В. у Шарая Ивана Самойловича, ручейцы у Щетко Петра Тимофеевича. Люди искренне переживали и плакали.
С 1958 года в колхозе, по примеру Кубани, стали усиленно рекомендовать раздельную уборку хлебов. Идея такова: при помощи широкозахватных лафетных жаток, которые таскал трактор, зерновые в стадии молочно-восковой спелости скашивались в валки. Некоторое время они просыхали, а потом подбирались и обмолачивались. Получалось сухое зерно при хорошей погоде, а при плохой оно прорастало. Уже в 1960 году грамотами Райкома были награждены Козырь В.Ф. и Муковозчик В.А., срезавшие лафетами по 345гектаров зерновых, Синяков Г.М. и Свидрицкий У.А. по 485 га. Комбайнеры: Никифоров Д.Ф. на С-4 убрал 231га, Корзун Н.М. - 208 га, Шидловский В.Ф. -  206 га. Тракторист Кашутчик Петр Васильевич на тракторе СХТЗ «колесянка» выработал 331га. мягкой пахоты при норме 252га.
В августе 1958 года  колхоз «1-Мая» вливается в колхоз «Труженик», и Васильевка становится бригадой.  Председатель,  Кужель Н.М., много лет успешно руководивший васильевским колхозом, становится первым председателем объеденного колхоза, а через 2 года рядовым колхозником. В1959 году происходит реорганизация МТС в РТС, и колхоз выкупает технику, начинает строить деревянные гаражи. В это же время в районе на паях колхозов образуется МСО (межколхозная строительная организация). Взнос колхоза по уставу составлял 5 руб. за гектар сельхозугодий. Со становлением МСО началось строительство новых коровников, телятников, свинарников, зернохранилищ. В д. Васильевке строится довольно крупный свиноводческий комплекс. Долгие годы на нём работали: Корзун Н.П.,  Никифорова В.С,  Муковозчик А.Е,  Корзун Г.А,  Реодько А.Н,  Козырь А.А,  Андрейчик Р.И,  Щетко Н.В, супруги  Савченко С.Д. и М.И. и другие. Количество свиней доходило до 2000 тысяч, был построен большой
 летний лагерь для свиноматок. Ближе к осени к лагерю съезжались толпы охотников и рыбаков, можно было подумать, что там находился заячий заказник и омут набитый  разной рыбой. Зайцы и рыба в рюкзаках почему-то пахли поросятиной и свининой, а свиное поголовье резко сокращалось.           В начале 90-х годов свиноводство было ликвидировано.
 Много лет работали доярками и в 1956 году грамотами района были награждены Гофман Л.Ф,  Корзун  Л.И., надоившие по 1548 и 1418 литров молока на корову. В 60-70 годы лидировали Шидловская Н.З. и Корзун Е.И, которые довели надой до 3000 литров и более, в 80-е первенствовала Муковозчик А.А,  Гроо А.Ф.
В 1964 году  началось строительство заправочной станции, до этого времени горючее из Тюхтета подвозили в бочках на лошадях Реодько И.Г. и Щетко В.М. Долгие годы заправщиком и учетчиком был  Муковозчик  Ф.В., потом Дрейлинг А.К.
Оплата труда колхозников велась по трудодням с начала образования колхоза до 1966-67годов. В июне 1948 года издается указ «О невыработке трудодней», указ которым труд в колхозах был, по сути, официально объявлен принудительным, рабским. На общем колхозном собрании для молодёжи, для женщин (в зависимости от числа детей), для мужчин устанавливали минимум выработки трудодней на год и минимум выходов на работу по категориям.                                                                                      
Также устанавливался размер каждого огорода. До 1,5- 1,75 трудодня женщина могла заработать за день на сенокосе, на тяжелых физических работах  начисляли более 2. Минимум устанавливали от 200 выходов на работу до 350. В конце года подсчитывали доход колхоза и делили на трудодень каждого трудоспособного. Вот некоторые данные: в 1935 году каждому работоспособному за год на заработанные трудодни выдали зерна. Никольские хутора – 1ц. Никольское - 1,5ц. Боровское – 2,2ц. Киржацкое –2ц  Томская гарь –3ц  Успенка –5ц. В 1940 году: Ярлыковка -  3ц. Куликовка – 4ц. Новомитрополька –2ц. Кедровка - 8ц. Данных по Васильевке нет, но известно, что на трудодни давали копейки, мед, медовуху по праздникам. Трудно представить, как можно было выжить, имея такую оплату за труд… Черемша, скерда, саранки (лилия кудреватая), борщевик, крапива, лебеда, орехи, хвощ полевой, ячмень,   посеянный на своих огородах, спасали людей от голодной смерти. В1942 или в 1943году на поле умер от голода пастух, пасший овец. Его желудок, пищевод, рот были  заполнены свежей жеваной травой.     В начале 60- годов колхозникам стали выплачивать пенсию по 8-9 рублей с последующим увеличением. Пенсии всем были одинаковые, что вызывало недовольство среди колхозников, так как не учитывалось трудовое участие каждого.  
В послевоенные годы перестройка домов велась всем селом, приходили помогать и стар и мал. Основными консультантами-строителями долгое время были Бочило Сидор и Потапчик Степан, которые почти постоянно спорили между собой по любым мелочам, претендуя на первенство. Лесоматериал из колхозной тайги давали бесплатно по потребности, помогал колхоз техникой и пилорамой по символической цене. Люди радовались появлению нового дома, семьи, детей,  постоянному снижению цен на товары первой необходимости. Была твердая уверенность в завтрашнем дне. У людей появились сбережения,   появился кое-какой  достаток, неплохой заработок в колхозе, защищенность, самодостаточность. На смену велосипедам приходят  мотоциклы всех марок, патефоны заменяются приемниками, радиолами, магнитофонами. Кстати, патефонов в деревне было много, а пластинок и иголок мало.
С 1960 года усиленно выпиливается государственная тайга. В леспромхозах появились бензопилы, лесная техника, стальной трос, чего не было у колхоза. Разве могли думать старожилы, что другие люди, придя к ним в гости, за короткий срок уничтожат, казалось бы, вечную бескрайнюю тайгу, что на десятки километров до Чулыма протянется исковерканная тракторами да дорогами оголенная земля, что лучшие кедрачи, гордость Сибири, будут уничтожены на века.  
В 50-годы была установлена в деревне пилорама, на которой долгие годы работал Бежок Николай, обеспечивая пиломатериалами сельчан, руководивший строительной бригадой. Плотники Потапчик Анатолий и Николай, Кашутчик Анатолий, Лаубах Федор, Юшко Анатолий, Муковозчик Петр готовили лес и строили. А заготовка леса была труднейшим делом, спиленные ручными пилами деревья разрезали на 6-метровые бревна. Бригада по команде: «Раз, два, взяли», - грузила их на тракторные сани и везли на пилораму. Леса были разделены на государственные и колхозные. В государственной тайге колхозникам пилить лес строго запрещалось. Позже стали приобретаться легально и нелегально пилы для личных нужд из леспромхозовских мастерских, а так же из магазинов Средней Азии и Казахстана. Первая бензопила была у Кашутчик Петра Васильевича, несколько лет подряд весною он готовил дрова для своих односельчан.
С 1967 года в колхозе стали оплачивать больничные листы и отпускные. С улучшением жизни повышается культурный уровень людей и деревни.  Васильевка  в середине 60-х становится образцовой  деревней  в районе. В этом была большая заслуга председателя сельского совета Андрейчика А.М. и секретаря Дрейлинг В.Е..  В 1965 году при  помощи колхоза благоустраивается улица, прокладываются трубы для спуска талой и дождевой воды, копаются по всей деревне новые колодцы, озеленяются  усадьбы, обновляются деревенские дома. Без преувеличения символом деревни можно считать черемуху, которая весною белой скатертью покрывала всю деревню. Позднее стали сажать сирень.
          В Васильевской начальной школе работало много учителей. Это учителя: Ольховский, супруги   Буленковы, Петроченко М.П., Пилимонкин И.А., Добросмыслова Н.Д., Дудкина Н.П., Крупская Н.И., Кашутчик Г.И., Щетко Л.В., Бауточко Н.Н., Муковозчик И.А. До середины 50-х васильевские школьники могли учиться по 2-3года в одном классе, закончив начальную школу, большая часть учащихся оставалась работать в колхозе. Другие ходили в   Новомитропольскую школу каждый день пешком. Среднее образование в Тюхтете получили единицы. В Новомитропольку, когда была проезжая дорога,   на свой страх и риск, на бортовой машине иногда их подвозил Савченко В.Д. Потом несколько лет зимой их возили 2 раза в день на тракторных санях, в трескучие морозы и жуткие метели. В начале 70-х годов Новомитропольская восьмилетняя школа стала совсем ветхой, и стал вопрос о строительстве новой школы. Председатель колхоза Колдин И.М. настаивал на строительстве школы в Васильевке как в  передовой бригаде района, а райсовет и райком - в Новомитропольке, чтобы сохранить окружающие деревни. Победил второй вариант…. С открытием новой школы учеников стали возить в новом автобусе, приобретенном колхозом. В это же время закрывается много начальных школ и начинается массовое исчезновение деревень. Из 17 колхозных деревень осталось 4. Васильевка, благодаря упорному самоотверженному труду многих поколений, выстояла. Долгое время заведующим МТФ и свинофермой был Муковозчик В.М.
Десятки тысяч гектаров земли обработали за свою жизнь орденоносцы Щетко А.Н., Корзун Л.М., Бочило Е.Н., а так же Щетко Н.Н., Лаубах И.К., Знудов С.П., Кашутчик В.В., Сосновский Г.К. и многие многие другие. Много лет руководил васильевской бригадой Муковозчик Н.А., Кашутчик Л.А., механиком Полозов В.А. По 100  и более га. в день засевали агрегаты Лаубах И.К. и Щетко А.Н.   О работе Щетко Александра Николаевича знал весь район, его имя не сходило с районной доски почета многие годы, он заслуживал,  по мнению многих, звание Героя Социалистического Труда.
Медицинский пункт в Васильевке был открыт в конце 40-х начале 50-х годов (точная дата пока неизвестна). Фельдшера Сконженко Зою Николаевну, уехавшую из деревни в 1952 году, хорошо помнят старожилы. Всю свою жизнь отдала здоровью детей и взрослых, фельдшер Шидловская Н.Д., сменившая Сконженко. Долгие годы лечил животных ее муж Александр Павлович и Корзун Николай Степанович.  В 1972-73 годах деревню подключили к государственной электросети, что позволило механизировать многие работы, закупать электроприборы для личных нужд, но первые телевизоры появились в 1968 году. Передачи по маленькому «Рассвету» собирались смотреть десятки соседей, смотрели всё подряд до окончания программы. Черно-белое изображение подкрашивали особой пленкой, которую приклеивали к кинескопу,  потом бурно и долго обсуждали увиденное и услышанное. Особенно много спорили о новых тракторах «Кировцах», (они появились в середине 70 годов) были опасения, что не выдержат такой вес мосты, что будет сильно уплотняться земля, что полевые и лесные дороги будут раздавлены, что нужны новые механизаторские кадры. О большом расходе топлива не говорили и не думали, так как дешевой, почти ничего не стоящей (по нынешним ценам) солярки  и масел всех сортов было море. В это же время, чтобы сохранить дорогу по улице, строится обводная дорога в с.  Новомитропольку и с. Тюхтет.
К концу 70-х началу 80-х в деревне появляются первые легковые автомобили: «Москвичи», «Жигули», «Запорожцы». Люди годами ожидали очереди на приобретение машин, ковров, холодильников. Передовики производства получали их вне очереди по талонам. Восьмидесятые годы, это наивысший расцвет общественного производства и благосостояния работающих людей деревни. Закончив вузы, в деревне появились свои специалисты. Работы хватало всем в любой сезон, оплата труда стала приличной. У молодежи появилась  возможность получать высшее и среднее специальное образование и работать в городах. Это привело к сокращению численности коренного населения деревни, к её старению. Но на смену коренному населению стало приезжать много новых людей из других мест, со своими обычаями, порядками, своим образом жизни, своим отношением к работе. И в 90-годы это сильно сказалось на производстве и на отношении людей к работе и общественной собственности. Непродуманные решения нашего правительства  привели к безработице, диспаритету цен, развалу животноводства и полеводства. Да и люди слово самостоятельность стали понимать как вседозволенность. Многочисленные стада личных свиней, лошадей, молодняка и КРС  с весны до глубокой осени свободно гуляют по колхозным хлебам.  Само слово колхоз стало нарицательным. Всю пахотную землю колхоза поделили на 573 доли, и вышло на каждого человека по 18 га. Эту долю назвали земельным паем. В 1992 году всем жителям сельского совета были выданы свидетельства на право владения этой землей, а межевание не провели. До 2006 года о долевых землях забыли,  но Дума ввела налог на эти земли. Услуги по межеванию захватили частные кампании. Межевание стало очень дорогим и волокитным.  Колхоз обрабатывает 170 земельных долей, остальные зарастают лесом (ждут нового освоения переселенцами), но люди платят деньги за все доли. Кроме земельного пая каждый колхозник имеет денежный пай, который каждый год уменьшается. Добросовестных работников в бригаде остались единицы, выживают за счет личных хозяйств. Большой магазин, построенный на паи жителей в начале 70-х годов, закрыт. Торговля ведется в частном магазине площадью в 10 квадратных метров по законам предпринимателя. Выписать лесобилет на заготовку дров стало проблемой, для строительства еще хуже. В деревне около 90 %  пенсионеров,  много пустующих домов. Видимо, в недалеком будущем на месте Васильевки появится елань.

Комментариев нет:

Отправить комментарий