суббота, 25 мая 2013 г.

История одной деревни


История Васильевки



Глава 1



          После отмены крепостного права жители  густонаселённых районов России вместе с правительством стали обращать внимание на бескрайние просторы Сибири, где на сотни километров не было населенных пунктов. Были свободны земли, природные богатства, бесконечная суровая тайга с гарями и непроходимыми болотами. Строительство   Транссибирской железной дороги способствовало более быстрому освоению ближайших от дороги земель, строительству новых населенных пунктов, росту городов. Получив помощь от государства, жители Белоруссии, Украины и других районов обозами потянулись в Сибирь. Там, где уже была построена железная дорога, они ехали в вагонах, а остальной путь на лошадях и  пешком. В состав обозов входили, как правило, близкие и дальние родственники, соседи из одной деревни.
        Один из таких обозов весной 1891г. прибыл из Белоруссии  в Боготол. Старшим был Василий Иванович Муковозчик. Он был машинистом паровоза в Минской губернии и предотвратил крупную железнодорожную аварию. За это он получил от правительства большое денежное  вознаграждение и организовал крестьян на переселение в Сибирь. Переселенцам посоветовали двинуться в Тюхтетскую волость. Тюхтетское начальство было заинтересовано в освоении ближайших земель и указало место на карте. Этим местом оказалась таежная гарь на расстоянии 18 км. от Тюхтета по реке Таежный Тюхтет. Кстати сказать, все новые селения располагались по рекам до самых их истоков. Тюхтет, Сосновка, Минеевка, Алексеевка, Ларневка, Васильевка, Ярлыковка, Новомитрополька, Куликовка, Кедровка, Никольское, Боровское, Киржацкое, а дальше водораздел по Еланному Тюхтету - Алексеевка, Лазарево, Мельничное, Кузюкино, Трофимовка, Пряничное, Граничное. После осмотра гари Василием Ивановичем, обоз переселенцев двинулся к месту назначения. Каких трудов стоил путь, переправы через разлившиеся ручьи, реки, затопленную весеннюю тайгу, было известно только им.    Обоз остановился в 200 м. от реки на пригорке, около горелого пня старой лиственницы.




       Остатки пня дожили до 1964 года и были удалены при благоустройстве улицы. Рядом росли редкие, уцелевшие от пожаров, могучие хвойные деревья. Можно понять настроение людей, оказавшихся в такой обстановке, но со старшим спорить не решались. Мужчины, молча, курили самосад, а женщины и дети плакали. Тринадцать семей связали свою судьбу с Василием Ивановичем, который уговорил их на переезд, обещал счастливую, свободную жизнь. Предание гласит, что он сходил к реке, набрал воды, засыпал туда сахара или сахарина и угостил всех, приговаривая:  «Смотрите, здесь и вода сладкая! Такая будет и ваша жизнь!» Конечно, это предание, потому что от Тюхтета до места высадки они воды нахлебались в весеннюю пору достаточно и знали ее истинный вкус. Началась трудная ежедневная работа. Мужчины рубили лес, строили жилье, сообща закладывали семейные усадьбы. Женщины распахивали, раскапывали таежные суглинистые земли, сеяли, сажали все, что привезли с собою. Они знали, что лето в Сибири короткое, и если урожая не будет, то голод в первую зиму расправится со всеми.  Уже осенью 1891 года тринадцать семей  отметили новоселье, и в Тюхтетской  волости появилась новая деревня Еланское. Это были Гутники, Корзуны, Шидловские, Бочило, Муковозчики, Щетко, Голубовичи. Первые дома строились по белорусскому образцу, крыша хатой и 3 окна на улицу. Потом пристраивали еще трехстенники с 2 окнами на улицу и крышу делали четырехскатной. Половина деревни имела 4 окна на улицу. Полы стелились на высоте не меньше метра от земли, поэтому крыльцо было высоким, в несколько ступенек, а подполье огромным, способным вместить всю картошку и ульи с пчелами. Еще позже наемные татары из д. Шулдата стали рубить по всей деревне пятистенники с 5 окнами на улицу и 1-2 окнами на восток и запад.  На окнах делались

ставни, которые никто ни разу не закрывал. Наличники и карнизы делались резными. Ворота изготавливали из строганого  теса одно или двустворчатые, с треугольной крышей, прикрывающей сверху мощные столбы из лиственницы, которые сохранились до наших дней. Прошло около 5 лет, и  Еланское переименовали в Васильевку, в честь первооснователя.
       Это были очень трудные годы. Сообща сделали дорогу-лежневку через болото в сторону Тюхтета, следы ее сохранились от нового моста строго на север. Около моста сделали переправу через реку. Открыли  дорогу на д. Лазарево и первые годы ездили туда печь хлеб, потому что с кирпичами были большие проблемы, и построить свою пекарню они не могли, и туда же ездили в церковь венчаться, креститься до 1910-1913г. Сообща построили первую водяную мельницу в районе старого моста с вертикальным  приводом.
      Лечились травами по своим привезенным из Белоруссии рецептам. Верили в чертей, колдунов, исцелителей болезней. Однажды в весеннее половодье заболел у деда Степана сын. Знахаря излечить болезнь при помощи заговора воды или молитвы в деревне не оказалось. На семейном совете было решено отправить в д. Ларневку за святой водой хозяина. Если  идти через мост, то это около 7 километров, через речку всего 1,5км. Пришел дед Степан к реке и ужаснулся: вода затопила все переходы, дорогу, тропы, с бешеной скоростью неслась широким мутным потоком. Долго бродил он со слезами на глазах вдоль затопленных берегов и, не  найдя брода, перекрестился, набрал из реки полную бутылку  воды и пошел домой. По пути зашел на свое гумно, они жили рядом с бродом через реку, чтобы оттянуть время. Когда пришел домой, жена стала спрашивать: «Что сказала знахарка? Как пользоваться водой?» «Нужно лицо обмывать водою утром и вечером и давать пить», - крестясь, бодро врал дед Степан. К счастью, на следующий день, больному стало легче, и вскоре он поправился. Радостная хозяйка хвалила целительницу, советовала всем лечиться у нее. Прошло немало времени, но однажды, подвыпивший дед Степан, проговорился о своей проделке. Даже тополь, посаженный около дома в год приезда из Белоруссии, долго дрожал от тех эпитетов, которые сыпались на деда Степана от его разъяренной супруги.
           Роды принимали бабки-повитухи, а зачастую справлялись сами роженицы. Бабки-повитухи Анюта и Прасковья, были уважаемыми людьми и желанными гостями в любом доме. Прасковью в деревне знали больше как бабу Трофимиху, по имени первого мужа, а после второго замужества, Сидориху. У нее было много детей, она перенесла немало горя, но всегда ходила с прямой спиной и гордо поднятой головой. В длинной широкой цветастой юбке,  высокая и мощная, с посохом в руках, босиком, медленно шла по деревне к очередной роженице. Говорила спокойным, слегка сипловатым голосом с чистым белорусским говором. Женщина, изображенная на картине Герасимова «Мать партизана» - это ее портрет. Таких женщин ничто не могло сломить, это они после опустошительных войн каждый раз вновь возрождали  Россию, давали жизнь новому поколению. В начале века в деревне рождалось  много детей, и Прасковья оказывала всем молодым мамам помощь, учила их житейским мудростям, не требуя взамен ничего. Она была старейшей жительницей деревни, прожила 100 лет, пришла с первым обозом в елань.
     Очень трудоемкой работой было изготовление досок для крыш, полов. Делались высокие козлы, на них затаскивалось размеченное бревно. Пилили двое мужчин: один – внизу под бревном, другой –  наверху с продольной пилой и двумя ручками для каждого. Пила была клинообразной формы: вверху – широкая, внизу – узкая. Это позволяло легко поднимать пилу и, опускаясь, она сама входила в дерево. Задача нижнего состояла в том, чтобы с силой тянуть вниз, задача верхнего в том, чтобы поднять пилу на уровень глаз, а потом помогать давить на пилу вниз, придерживаясь намеченной линии.  Переселенцы недостатка в строительном материале не испытывали, но и лишнего у природы не брали. Хвойные породы использовали только для строительства. Особым почетом пользовалась лиственница, из неё готовили столбы для ворот, калиток, гумен и очень долговечные доски для полов. Из неё закладывали первый ряд домов и основания водяных мельниц, многие из них сохранились до сегодняшнего дня. Сколько силы, ума и смекалки нужно было приложить, чтобы на дно реки притащить и уложить огромнейшие бревна, закрепить их так, чтобы половодье не сорвало, чтобы хороший запас воды был для круглогодичной работы. Мы восхищаемся строителями египетских пирамид, а   трудовых подвигов своих предков не замечаем, мало говорим о них.                                                                                    
      Еще в середине 50-х годов прошлого столетия огромные лиственницы диаметром около 1,5 метров росли от  Тюхтета до Васильевки. Они были очень высокие, иногда с обломанными и засохшими вершинами. Видимо молнии не раз попадали в эти «громоотводы», сдирали кору, и янтарная смола заполняла их гигантские раны.   Жгли их местные жители при добывании вкусной и ароматной смолы, но они выживали и каждой весной  радовали новой неповторимо красивой хвоей. Место, где росли эти деревья, называют прирезкой, потому что эта земля была  нарезана для Васильевки гораздо позже, по решению тюхтетских  властей. С появлением бензопил и мощных тракторов в 60-х годах участь этих великанов была решена быстро. В 1970 году была спилена огромная последняя лиственница около дороги местным лесником.

Комментариев нет:

Отправить комментарий